Положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Новосибирске

ПОЛОЖЕНИЕ
о территориальном общественном самоуправлении
в городе Новосибирске

1. Порядок организации и осуществления территориального
общественного самоуправления в городе Новосибирске

1.1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города Новосибирска (далее по тексту – соответствующей территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
1.2. Территориальное образование – часть территории города Новосибирска, в границах которой осуществляется территориальное общественное самоуправление.
1.3. Орган территориального общественного самоуправления – избранный собранием (конференцией) граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, орган, выполняющий представительские, исполнительные, организационные и иные функции по осуществлению территориального общественного самоуправления.
1.4. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, иные территории проживания граждан.
1.5. Территориальное общественное самоуправление в городе Новосибирске осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
1.6. В целях содействия эффективному осуществлению территориального общественного самоуправления, координации деятельности органов территориального общественного самоуправления на добровольной основе могут создаваться городские, районные и другие ассоциации (объединения) органов территориального общественного самоуправления.
1.7. Границы территории, на которой предполагается осуществлять территориальное общественное самоуправление, устанавливаются Советом депутатов города Новосибирска (далее по тексту – Совет депутатов) по предложению населения, проживающего на соответствующей территории, в порядке, установленном настоящим Положением.
Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, могут изменяться Советом депутатов по предложению собрания (конференции) граждан, проживающих на соответствующей территории.
Руководитель органа территориального общественного самоуправления (выборное лицо территориального общественного самоуправления, единолично исполняющее функции органа территориального общественного самоуправления) направляет в Совет депутатов протокол собрания (конференции) граждан, содержащий решение с предложением об изменении границ действующего территориального общественного самоуправления с указанием адреса, по которому Совет депутатов направляет копию принятого решения об изменении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление.
Решение Совета депутатов об изменении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, является основанием для внесения изменений в устав территориального общественного самоуправления.
При установлении (изменении) границ могут учитываться исторические, культурные, социально-экономические, иные признаки целостности территории.
Границы территорий, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление, не могут пересекаться.
1.8. Инициативная группа граждан, созданная в соответствии с пунктом 2.3 настоящего Положения, направляет письменное предложение в Совет депутатов об установлении границ территории, на которой предполагается осуществлять территориальное общественное самоуправление.
К письменному предложению инициативной группы, подписанному ее членами, прилагаются схема и описание границ территории, на которой предполагается осуществлять территориальное общественное самоуправление, согласованные с главой администрации района города Новосибирска, а также протокол собрания (конференции) граждан по организации территориального общественного самоуправления.
В предложении должен быть указан адрес, по которому Совет депутатов направляет копию принятого решения об установлении границ территории, на которой предполагается осуществлять территориальное общественное самоуправление.
1.9. Совет депутатов на сессии устанавливает (изменяет) соответствующим решением границы территории, на которой предполагается осуществлять (осуществляется) территориальное общественное самоуправление.
1.10. Копия решения Совета депутатов об установлении границ территории, на которой предполагается осуществлять территориальное общественное самоуправление, направляется инициативной группе.
Копия решения Совета депутатов об установлении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, направляется руководителю органа территориального общественного самоуправления (выборному лицу территориального общественного самоуправления, единолично исполняющему функции органа территориального самоуправления).
1.11. Мэрия города Новосибирска (далее по тексту – мэрия) содействует территориальному общественному самоуправлению в предоставлении помещения, оборудованного мебелью, оргтехникой и телефонной связью в порядке, определенном мэром города Новосибирска.
1.12. Мэрия и Совет депутатов оказывают консультативную, методическую, организационную и иную помощь органам территориального общественного самоуправления по направлениям их деятельности и разработке проектов уставов территориального общественного самоуправления.
Конкретные вопросы оказания помощи территориальному общественному самоуправлению регламентируются правовыми актами мэра города Новосибирска.
1.13. Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления осуществляются на основании федерального законодательства, законодательства Новосибирской области, муниципальных правовых актов города Новосибирска и договоров.

2. Порядок проведения собрания (конференции) по организации и осуществлению территориального общественного самоуправления

2.1. Организация территориального общественного самоуправления осуществляется на собрании (конференции) граждан, проживающих на территории, где предполагается осуществлять территориальное общественное самоуправление.
2.2. Проведение собрания (конференции) по организации территориального общественного самоуправления осуществляет инициативная группа граждан численностью не менее десяти человек, проживающих на соответствующей территории.
2.3. Инициативная группа:
не менее чем за две недели до собрания (конференции) информирует граждан, проживающих на соответствующей территории, депутата Совета депутатов, на избирательном округе которого предполагается осуществлять территориальное общественное самоуправление, администрацию соответствующего района города Новосибирска о дате, месте и времени, а также о повестке дня собрания (конференции);
организует проведение собраний по выдвижению делегатов на конференцию;
проводит регистрацию граждан, прибывших на собрание или делегатов, прибывших на конференцию, на основании выписок из протоколов собраний граждан, проживающих на соответствующей территории.
2.4. Открывает и ведет собрание или конференцию до избрания председателя и секретаря собрания (конференции) один из членов инициативной группы.
2.5. Собрание (конференция) граждан по вопросам осуществления территориального общественного самоуправления может проводиться по инициативе Совета депутатов, мэра города Новосибирска, граждан, проживающих в границах территориального образования, депутата Совета депутатов, на избирательном округе которого находится территориальное образование, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.
2.6. Порядок назначения и проведения собрания (конференции) граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.
2.7. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимает участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.
2.8. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.
2.9. При численности граждан на соответствующей территории более 300 человек проводится конференция граждан.
На конференции граждан по организации территориального общественного самоуправления делегат может представлять интересы не менее пятидесяти, но не более двухсот жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.
2.10. К исключительным полномочиям собрания (конференции) граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
избрание органов территориального общественного самоуправления;
определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
2.11. Секретарем собрания (конференции) ведется протокол по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению.
Решение собрания (конференции) по организации территориального общественного самоуправления принимается большинством голосов от числа присутствующих на собрании (конференции).
Решение собрания (конференции) граждан по вопросам осуществления территориального общественного самоуправления принимается в порядке, установленном уставом территориального общественного самоуправления.
2.12. На собраниях (конференциях) граждан по вопросам организации территориального общественного самоуправления могут присутствовать депутаты Совета депутатов и Новосибирского областного Совета депутатов, их помощники, а также представители мэрии и органов государственной власти Новосибирской области.
В случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления, на собраниях (конференциях) граждан по осуществлению территориального общественного самоуправления могут присутствовать депутаты Совета депутатов и Новосибирского областного Совета депутатов, их помощники, а также представители мэрии и органов государственной власти Новосибирской области.

3. Органы территориального общественного самоуправления

3.1. Высшим органом управления территориального общественного самоуправления является общее собрание (конференция) граждан.
3.2. Для организации и непосредственной реализации функций территориального общественного самоуправления собрание (конференция) граждан избирает органы территориального общественного самоуправления (совет, комитет, контрольно-ревизионную комиссию (ревизора), иные органы), подотчетные собранию (конференции).
По решению собрания (конференции) граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, могут быть избраны выборные лица территориального общественного самоуправления, единолично исполняющие функции органа территориального общественного самоуправления (далее по тексту – выборное лицо).
3.3. Порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления устанавливаются уставом территориального общественного самоуправления.
3.4. Выборное лицо территориального общественного самоуправления может иметь удостоверение. Образец удостоверения и порядок его выдачи утверждается правовым актом мэра города Новосибирска.

4. Порядок регистрации устава территориального
общественного самоуправления

4.1. Мэрия в лице администрации соответствующего района города Новосибирска (далее по тексту – администрация района) осуществляет регистрацию уставов территориальных общественных самоуправлений.
Территориальное общественное самоуправление, которое в соответствии с уставом является юридическим лицом, подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации в соответствии с действующим законодательством.
Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления.
4.2. Для регистрации устава территориального общественного самоуправления представляются в администрацию района следующие документы:
протокол собрания (конференции) по созданию территориального общественного самоуправления, в котором содержатся принятые решения об организации и осуществлении на данной территории территориального общественного самоуправления, о наименовании и основных направлениях деятельности территориального общественного самоуправления;
устав, принятый собранием (конференцией);
копии решения Совета депутатов об установлении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление;
список участников собрания (делегатов конференции) с указанием адресов их места жительства;
в случае проведения конференции – протоколы собраний по выдвижению делегатов.
4.3. В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:
территория, на которой оно осуществляется;
цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
порядок формирования, прекращения полномочий, права, обязанности и срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
порядок принятия решений;
порядок приобретения имущества, пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
4.4. Администрация района в течение месяца со дня поступления документов, указанных в пункте 4.2 настоящего Положения, проверяет полноту представленных для регистрации документов, их соответствие действующему законодательству, муниципальным правовым актам города Новосибирска и осуществляет регистрацию устава территориального общественного самоуправления в случае выполнения вышеуказанных требований.
Глава администрации соответствующего района вносит сведения о регистрации устава территориального общественного самоуправления в реестр (приложение 2), копии документов, указанных в пункте 4.2 настоящего Положения, представляет в управление общественных связей мэрии города Новосибирска и взаимодействия с административными органами.
4.5. Администрация района в течение срока, указанного в пункте 4.4 настоящего Положения, вправе отказать в регистрации устава территориального общественного самоуправления в случае непредставления всех документов, указанных в пункте 4.2 настоящего Положения, или если содержание этих документов не соответствует требованиям действующего законодательства, муниципальных правовых актов города Новосибирска.

5. Полномочия органов территориального общественного
самоуправления

5.1. Органы территориального общественного самоуправления выполняют организационно-распорядительные функции по реализации собственных инициатив граждан, проживающих на соответствующей территории.
5.2. С целью исполнения возложенных на орган территориального общественного самоуправления задач руководитель органа территориального общественного самоуправления (выборное лицо) может в соответствии с уставом территориального общественного самоуправления осуществлять следующие полномочия:
представлять интересы граждан, проживающих в границах территориального образования, в отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями и организациями любых организационно-правовых форм, присутствовать на заседаниях органов местного самоуправления города Новосибирска при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы граждан, проживающих в границах территориального образования, связанных с осуществлением территориального общественного самоуправления;
организовывать деятельность органа территориального общественного самоуправления и проводить его заседания;
осуществлять подготовку и проведение собраний (конференций) граждан;
выполнять решения, принятые на собраниях (конференциях) граждан;
информировать население и органы местного самоуправления города Новосибирска о деятельности территориального общественного самоуправления;
подписывать решения, протоколы заседаний и другие документы органа территориального общественного самоуправления;
решать иные вопросы, порученные органу территориального общественного самоуправления собранием (конференцией) граждан.
5.3. Для осуществления контроля и проверки финансово-хозяйственной деятельности территориального общественного самоуправления могут создаваться контрольно-ревизионные органы территориального общественного самоуправления.
Деятельность этих органов, их права и обязанности определяются уставом территориального общественного самоуправления.
5.4. Органы территориального общественного самоуправления могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и мэрией.
5.5. Органы территориального общественного самоуправления вправе вносить в органы местного самоуправления города Новосибирска проекты муниципальных правовых актов города Новосибирска, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
Органы территориального общественного самоуправления вправе обращаться в органы местного самоуправления города Новосибирска и к должностным лицам органов местного самоуправления города Новосибирска, в том числе по вопросам осуществления территориального общественного самоуправления. Должностные лица органов местного самоуправления города Новосибирска обязаны дать ответ по существу обращения в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
5.6. Органы территориального общественного самоуправления имеют право осуществлять деятельность по следующим направлениям:
защита прав и интересов граждан, проживающих в границах территориального образования, в органах государственной власти и местного самоуправления;
организация акций милосердия и благотворительности, содействие органам местного самоуправления, благотворительным фондам, иным организациям, гражданам и их объединениям в проведении таких акций;
содействие правоохранительным органам в поддержании общественного порядка;
работа с детьми и подростками по месту их жительства;
содействие в проведении культурных, спортивных, лечебно-оздоровительных и других мероприятий;
содействие жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, осуществляющим управление многоквартирным домом, в осуществлении мероприятий, направленных на снижение потерь тепловой, электрической энергии, газа и воды в жилищном хозяйстве;
содействие управляющим организациям в осуществлении мероприятий, направленных на снижение потерь тепловой, электрической энергии, газа и воды в жилищном хозяйстве.
содействие нанимателям и собственникам жилых помещений в осуществлении контроля за выполнением управляющими организациями их обязательств по договорам управления многоквартирными домами;
общественный земельный контроль за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия решений органами местного самоуправления в случаях и порядке, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации;
общественный контроль за качеством уборки территории и вывозом мусора, решением вопросов благоустройства;
содействие органам санитарного, эпидемиологического и экологического контроля;
информирование граждан, проживающих в пределах территориального образования, о решениях органов государственной власти и органов местного самоуправления, принятых по предложениям или при участии граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление;
сбор материалов (сообщений, заявлений физических и юридических лиц, сообщений в средствах массовой информации), содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного Законом Новосибирской области «Об административных правонарушениях в Новосибирской области» (за исключением административных правонарушений, предусмотренных главами 11, 12 указанного Закона) и передача их должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях;
содействие депутатам Совета депутатов и Новосибирского областного Совета депутатов в проведении встреч с избирателями.
5.7. Органы территориального общественного самоуправления при осуществлении территориального общественного самоуправления имеют право осуществлять иную деятельность по вопросам местного значения в соответствии с действующим законодательством, Уставом города Новосибирска.

6. Порядок финансирования деятельности
территориального общественного самоуправления

6.1. Органы территориального общественного самоуправления могут обращаться в администрации районов города с предложениями о выделении средств на очередной год из бюджета города для решения вопросов удовлетворения социально-бытовых потребностей граждан, проживающих в границах территориального образования. Предложения должны содержать конкретный перечень работ, предполагаемый объем и сроки исполнения в соответствии с планом работы территориального общественного самоуправления (приложение 3).
До обращения в администрацию района города органы территориального общественного самоуправления направляют свои предложения депутату Совета депутатов, на избирательном округе которого находится соответствующее территориальное образование, для выражения мнения о целесообразности выделения средств из бюджета города на указанные цели.
Депутат Совета депутатов рассматривает предложения и в течение 7 дней в письменном виде доводит свое мнение до сведения органов территориального общественного самоуправления.
6.2. Администрации районов в течение месяца со дня поступления предложений от органов территориального общественного самоуправления обобщают их и направляют в управление общественных связей мэрии города Новосибирска и взаимодействия с административными органами для подготовки заключений о целесообразности выделения средств из бюджета города на эти цели.
6.3. При составлении проекта бюджета и плана социально-экономического развития города Новосибирска на очередной финансовый год и плановый период учитываются предложения органов территориального общественного самоуправления, заключения соответствующих структурных подразделений мэрии и мнения депутатов Совета депутатов в соответствии с пунктами 6.1, 6.2 настоящего положения.
6.4. Осуществление органами территориального общественного самоуправления хозяйственной деятельности по благоустройству территории, а также хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, может финансироваться на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета.
Органы территориального общественного самоуправления предоставляют в администрации районов города и в управление общественных связей мэрии города Новосибирска и взаимодействия с административными органами отчеты об использовании выделенных им бюджетных средств.
6.5. Контроль за расходованием средств, выделенных из бюджета города Новосибирска для удовлетворения социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, осуществляется администрациями районов города, управлением общественных связей мэрии города Новосибирска и взаимодействия с административными органами, управлением финансов и налоговой политики мэрии, контрольно-счетной палатой города Новосибирска.
6.6. Выделение средств из бюджета города органам территориального общественного самоуправления осуществляется на основании правового акта мэра города Новосибирска в соответствии с действующим законодательством и Уставом города Новосибирска.