Интервью

В №22 газеты «Твой городок» вышло интервью со мной. Получилось оно практически спонтанно: встретились с журналисткой, я полтора часа ей набубнил что-то в микрофон, в итоге получилась статья. Надо сказать, что как раз к середине второго часа разговора мы вышли на действительно острые темы, но пора уже было заканчивать.

Текст интервью в одном из предварительных вариантов можно прочитать ниже.

— Евгений, давайте для начала поясним читателям, что же такое ТОС.

— ТОС — это система территориального общественного самоуправления. ТОС осуществляет взаимодействие между жителями района и властями, налаживает контакт с коммерческими структурами, общественными и культурными организациями района, школами и детсадами, решает текущие проблемы микрорайона. В начале года составляется план работы Совета ТОС: культурно-массовые мероприятия, праздники, благоустройство, работа с участковыми милиционерами и так далее. По этому плану составляется смета и направляется в администрацию района. Власти изучают план и выделяют деньги — немного, но в других городах нет и этого.

— Как получилось, что Вы заняли должность председателя ТОС?

— Я живу на Шлюзе уже более тридцати лет: ходил в детский сад «Сказка», учился в школе №119. Как говорится, все вокруг мое, родное. После окончания школы поступил в НГУ на журналистику, потом около восьми лет работал в городе, поэтому появлялся на Шлюзе только вечером. Прошлым летом я устроился работать в компанию, которая находится на Шлюзе, стал чаще гулять по микрорайону и решил, между делом, завести сайт о Шлюзе — shlyuz.ru. Я стал замечать, как изменился микрорайон в последние годы: там трубу раскопали и бросили, здесь деревья вырублены, тут асфальт провалился. Но я же помню, как тут было хорошо в детстве, почему же все пришло в упадок? Начал рассказывать о своих мыслях на сайте и однажды я написал о том, как было бы здорово, если бы у нас существовала система самоуправлении локального уровня, которая успешно действует в небольших американских городках. Советский район большой, и Шлюз не сравнить с Верхней зоной или микрорайоном «Щ» — ведь везде свои, местные, проблемы и методы их решения. У городских властей руки до таких мелочей, как горка на детской площадке, не дойдут, нужен человек «на земле», который будет этим заниматься. Один из посетителей сайта написал: есть такая полезная организация, как ТОС — общественный совет микрорайона. Так я в первый раз услышал про него, хотя ТОС существует еще с 2001 года. Меня пригласили на отчетно-выборную конференцию, где сначала выбрали членом Совета ТОС, а затем, на первом заседании нового Совета — председателем. Мол, пенсионеров в Совете и так много, пора дать дорогу молодым. Я согласился — общественная работа мне всегда нравилась. Правда, на практике все оказалось не так просто. Погружаешься в проблему, и выясняется, что все упирается в деньги, власть и желание людей что-то менять.

— Какие задачи хотелось решить в первую очередь?

— В микрорайоне остро не хватает автомобильных парковок и стоянок. Мы изучали вопрос досконально, начиная с экологических экспертиз и заканчивая обходом и обсчетом всех автомобилей в микрорайоне. Только в пяти дворах по улице Русской паркуется 256 машин, а по всему Шлюзу – это более 1000 автомобилей. У нас есть место, где раньше была стоянка, и даже был инвестор, но тут выяснилось, что раньше стоянка размещалась с нарушением всех норм и правил, и самое малое, что нужно сделать для ее повторного открытия – изменить требования СанПиН и перевести участок в другую форму собственности. Потом были еще разные варианты размещения, но в итоге Совет ТОС пришел к выводу, что внутри жилого массива делать парковки не получится – слишком мало места, слишком много машин, слишком большое противодействие общественности. Так что единственная надежда осталась на парковочные карманы. Со следующего года должны были начаться ремонты внутриквартальных дорог, который подразумевал расширение проезжей части и парковки, к 2014 году Шлюз должен был полностью решить эту проблему, но грянул экономический кризис, все программы по внутриквартальному ремонту сократили, и все наши надежды зависли в неопределенности.

— А что все-таки удалось сделать?

— Мы решили сосредоточить усилия на проблемах ЖКХ и работе с активом. Реформа ЖКХ идет уже два года, но на деле люди слабо себе представляют, что происходит с их деньгами: какие у жильцов права, какие обязанности, как они могут влиять на ситуацию. А ведь для того, чтобы начать жить лучше, достаточно просто проявить активность: начать со своего подъезда, дома, двора. Мои заместители – А.Т. Сергеев, И.А. Лебедев – провели огромную работу по организации выборов старших по домам и подъездам. И люди зашевелились! Мне постоянно звонят жители Шлюза и сообщают о проблемах, о которых раньше даже не задумывались: несанкционированные свалки, открытие пивного магазина, песок в песочницах – казалось бы мелочь, но люди стали задумываться!

Благодаря усилиям В.В. Дудиной и Г.П.Алексеевой проводятся праздники и концерты для жителей микрорайона с участием детей из школ и детских садов. Апрельский субботник на Шлюзе, о котором написали практически все местные СМИ, показал, что людям достаточно создать условия для проявления инициативы, помочь хотя бы на этапе организации, а дальше они сами справятся лучше любой власти.

Благодаря вниманию к идее ТОСов со стороны А.А.Гордиенко, удалось наладить хорошие отношения с районной администрацией, хотя муниципальной земли на Шлюзе очень мало. Пытаемся мы так же работать с управляющими компаниями, не смотря на бесконечную череду назначений и увольнений руководства в самой крупной из них – ГУП «ЖКХ ННЦ СО РАН». Активно интересуются нашими делами депутаты А.А.Медведев и Б.В.Прилепский, их помощники – члены Совета ТОС.

Самой большой головной болью Совета ТОС на данный момент продолжает оставаться проблема парковок. Долгие годы безнаказанности привели к тому, что жители предпочитают ставить машины на газоны не потому, что больше некуда, а потому, что так удобнее. На одном из заседаний мы рассматривали заявку на расширение автостоянки в районе остановки «Маяк», и владелец этой стоянки переживал, что ему не удастся заполнить ее, и это при том, что цена стоянки вовсе не астрономическая. Понимаете соль ситуации? Стоянки пустуют, а машины ездят по детской площадке и выстраиваются в 2 ряда на газоне – у меня есть фото, могу показать. Мы долго думали, что может сделать Совет ТОС, консультировались с администрацией и решили воспользоваться правами, которые нам дает закон об административных нарушениях в Новосибирской области. Мы будем выдавать уведомления о нарушении, и если в течение недели владелец машины не перестанет парковать ее в запрещенном месте – будем составлять акты об административном нарушении.

Самое главное, что мне удалось понять за время работы в ТОС, — без активной жизненной позиции самих жильцов ничего сделать нельзя. Свои интересы есть у каждого из жителей, у управляющей компании, у администрации, и считаться приходится со всеми. Это непросто, но наши проблемы за нас никто не решит.