Глава Молодежного совета Советского района Роман Чижиков написал материал «О возможностях занятия спортом на примере микрорайона Шлюз«, суть которого свелась к тому, что «существует потребность в создании централизированного общественного механизма распределения спортивных площадей и 144 спортивных часов в неделю».
Автор приглашает высказываться по на эту тему — спасибо ему за такую возможность.
Начнем с того, что сами по себе спортивные площади еще ничего не решают. Зал — это отопление, свет, вода, раздевалки, уборщицы, охранники и особый пропускной режим в школах. Полную ответственность перед законом и все расходы на содержание помещения несет школа как организация и директор, как ее руководитель. Зачем ему может быть нужен «общественный механизм распределения» — непонятно, и на эти 144 спортивных часа он с радостью закроет зал: экономия налицо, да и проблем меньше. Нервы ему попортить, как любят делать некоторые наши общественники, закидывающие инстанции своими злобными филиппиками, конечно, можно, но он имеет полное право так поступить. Однако, директора у нас в школах нормальные. Насчет ВКИ не скажу, не знаю, но со школами можно и нужно договариваться, и они пойдут навстречу, если будет такая возможность. Если не разыгрывать Швондера и не начинать с порога требовать исполнения своих желаний — все получится.
Идем дальше.
От кого исходит запрос на распределение площадей и часов? По умолчанию подразумевается, что от населения микрорайона, но «население» — это статистический термин, в то время как спортом занимаются конкретные люди. Если по-крупному, то возможны 2 основных варианта таких занятий: назовем их организованные и любительские. Организованные — это секции и кружки, в которых работает профессиональный тренер, любительские — это когда собирается компания молодежи покидать мячик или встречается группа пенсионеров, которые хотят заняться лечебной гимнастикой. И тут я, может быть, открою Роману страшную тайну, но практически все эти «144 часа в неделю» уже расписаны между тем или иным вариантом. Прийти и договориться с администрацией школы на организацию спортивных занятий не составляет большого труда при наличии в зале свободного времени, а у организаторов — лица, ответственного за чистоту, безопасность и возможные эксцессы. Люди занимаются спортом в свое удовольствие, и не парят голову насчет «механизмов». Да, за некоторые из таких занятий берут деньги: но, во-первых, не за все, во-вторых, как уже говорилось выше — затраты на содержание зала полностью лежат на бюджете школы.
Так для чего нужен этот «централизованный механизм распределения»? Кто и для чего в нем будет что-то распределять? Мне видится только одна причина, которую можно выразить в классической шутке: «Партия, дай порулить!». Вместо того, чтобы выстраивать отношения между участниками процесса и решать конкретные вопросы, придумаются «асимметричные» решения, имеющие мало отношения к реальной жизни и нуждам жителей. Сферический конь в вакууме.
«Критикуешь? Предлагай!» — скажут мне, и я соглашусь.
1. Для начала необходимо отказаться от идеи, что тебе кто-то что-то должен. Без этого — никак.
2. Нужно сформулировать проблему. «Микрорайон не обеспечен спортплощадками по ГОСТу» — это не проблема, это проза жизни. Проблема — не в отсутствии механизма распределения, а в слабой организации спортивной жизни микрорайона как таковой. Надо, чтобы она была более насыщенной и разноплановой, и ключевое слово здесь — организация, т.е. приложение усилий к объединению людей. Как это делает Настя Давлетчурина, инструктор «Спортивного города» на Шлюзе, ребята из ДЮСШ по греко-римской борьбе и многие другие. Помещение, время, инвентарь — это вопрос второго порядка.
3. Необходима ревизия занятости спортивных залов. Это делается просто — либо через администрацию школ, либо через МО НСО, куда в обязательном порядке направляются списки всех мероприятий в школах.
4. Исходя из полученной информации составляется перечень имеющихся спортивных секций, выявляется заинтересованность населения в тех или иных направлениях (для чего арендуются залы), рассчитывается неэффективно используемое время.
5. Дальше — проще: активная пропаганда имеющихся спортивных секций и параллельно — организация новых. Это могут секции во главе с энтузиастами, либо с оплачиваемыми теми или иными структурами тренерами — главное, чтобы был человек, вокруг которого будет построена остальная история. И уже под конкретные новые секции ищется время для занятий в спортзале. Ищется через переговоры с руководством, через запросы в инстанции и другими доступными способами. И не надо никаких дополнительных механизмов — уже все есть и работает в других микрорайонах.
Главную роль в этом процессе должен играть, конечно Совет ТОС. Но перессорившийся практически со всеми участниками общественной жизни (администрацией района, депутатами, руководителями учреждений, немалой частью общественников) нынешний ТОС живет по принципу «весь мир идет на меня войной» и мало способен к диалогу. Да и желающих вступить в этот самый диалог с людьми, которые представляют нынешний Совет, становится все меньше. Хорошо, что на тему спорта в микрорайоне задумался Молодежный Совет района — хочется надеяться, что они не повторят этой ошибки старших товарищей.
PS: Кстати, я знаю, как увеличить обеспеченность спортивными залами в 1,5 раза за 1 минуту. Если воспринимать Шлюз не как отдельное поселение с населением 20 000 человек, как это делает автор статьи, а все-таки как часть большого города, что более справедливо, то норма снижается со 175 до 120 м2 на 1000 населения. При этом обеспеченность вырастает 38% до 56%.
«А давайте забахаем четырехэтажную развязку путём вырубки леса? Закатаем в асфальт аван-порт под парковки, чтобы шлюзякам и академикам было, куда…».
Пятница, 20.08.2021