Нашел описание забавного эксперимента в сфере ЖКХ, показывающий, что людим способны меняться под влияением даже самых минимальных воздействий.
В прошлом году небольшая энергосбытовая компания в городе Сан Маркос, штат Калифорния, начала присылать не только счета с указанием количества потребленной электроэнергии, но так же и средние цифры по району. Целью акции было снизить потребление энергии в экологических целях.
Акция сработала, но ровно наполовину. Те семьи, где потребление было значительно выше средних показателей, начали жечь меньше электричества. Однако в семьях, чьи показатели ранее были лучше среднестатистических, счетчик начал крутиться быстрее.
Среди психологов это известно, как эффект бумеранга. Не зря народная молва говорит «не хвали, а то загордится». Люди, которые ведут себя социально ответственно, могут изменить свое поведение в худшую сторону, если узнают, что у них есть «зазор».
Для того, чтобы нивелировать эффект бумеранга, психологи добавили в письма смайлики. Электрические транжиры получили письмо с грустной рожицей :(, и их потребление уменьшилось еще значительней, чем в первом случае. Экономные потребители получили письма с улыбающейся рожицей :). На этот раз скачка в потреблении не произошло. Смайлик сигнализировал, что именно наличия «зазора» в потреблении является мерилом заботы о природе.
«А давайте забахаем четырехэтажную развязку путём вырубки леса? Закатаем в асфальт аван-порт под парковки, чтобы шлюзякам и академикам было, куда…».
Пятница, 20.08.2021